В ногу с наукой

Churikov_Ivan_Aleksandrovich

(К 80-летию со дня рождения Ивана Александровича Чурикова)

Churikov_Ivan_AleksandrovichСтатья эта готовилась к юбилею старейшего члена кафедры педагогики Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (ныне Марийского государственного университета) И.А. Чурикова. Однако, Иван Александрович ушёл из жизни 28 октября 2010 г., не дожив до своего 80-летия всего несколько недель. Статья посвящена памяти этого замечательного человека.

Родился И.А. Чуриков 2 декабря 1930 г. в дер. Большие Шали Моркинского района. После окончания в 1950 г. Моркинского педучилища работал заведующим Ноля-Вершинской начальной школой в Медведевском районе. Высшее образование Иван Александрович получил в МГПИ им. Н.К. Крупской, получив специальность «Учитель физики и математики средней школы». После окончания вуза он три года проработал директором Мустаевской средней школы Сернурского района Марийской АССР. В 1957–1970 гг. он продолжил учительскую деятельность в Семёновской средней школе как учитель физики и заместитель директора по учебно-воспитательной работе и производственному обучению. Эти годы были для него периодом профессионального совершенствования, повышения методического мастерства, изучения, обобщения и распространения опыта передовых учителей школ.

В 1960–1970 гг. в стране и республике решались проблемы дальнейшего совершенствования школьной практики, образования, в целом всего учебно-воспитательного процесса. Шёл процесс трансформации семилетних школ в восьмилетние, обновления всей системы образования. Этим было вызвано и создание в сельских районах школ-интернатов. К 1961–1962 учебному году в целом по стране школы стали восьмилетними, а к 1970 г. и у нас республике было осуществлено обязательное восьмилетнее образование. Школьная практика потребовала и улучшения преподавания, его пересмотра и в других типах учебных заведениях, в частности, в средних и высших учебных заведениях (особенно педагогических). Имея большой практической опыт работы в школе, И.А. Чуриков в 1967 г. поступил в аспирантуру при МГПИ им. Н.К. Крупской по специальности «общая педагогика». Его научным руководителем был профессор З.И. Равкин. В период работы в Семёновской средней школе и учебы в аспирантуре И.А. Чуриковым было опубликовано более десяти научных статей. В 1973 г. в диссертационном совете при Казанском государственном педагогическом институте (ныне Татарский государственный гуманитарный университет) Иван Александрович защитил диссертацию на тему «Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как средство активизации их познавательной деятельности (на опыте применения средств безмашинного программирования на уроках физики в средней школе)». Надо отметить, что дифференциация и индивидуализация в обучении в 1960–1970 гг. были новаторскими, не потеряли своего значения они и сейчас.

С 1970 г. вехи трудовой биографии Ивана Александровича были связаны с кафедрой педагогики пединститута (с 2008 г. МарГУ): ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой, профессор. И.А. Чуриковым читались лекции по всем основным педагогическим дисциплинам: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, управление воспитательными системами. Им были разработаны спецкурсы по этнопедагогике и народной педагогике.

С середины 1960-х гг. им было опубликовано более 200 научных работ, в том числе 15 книг и учебных пособий. Он был редактором около 40 сборников научных статей и материалов научно-практических конференций. Например, в 1978 году известный учёный Ю.К. Бабанский провёл для членов «Педагогического общества» расширенное совещание-конференцию, в котором участвовал и И.А. Чуриков. Иван Александрович остановился на особенностях проблемного обучения как важного средства индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Не потеряла своей актуальности и проблема преемственности учебно-воспитательной работы школы и педагогического вуза, которой посвящено несколько публикаций И.А. Чурикова. В 1985–1990 гг. он успешно руководил общевузовской научно-исследовательской темой «Преемственность педвуза и школы в подготовке будущего учителя». Материалы исследований по этому направлению обобщены и изданы в пяти сборниках научных трудов. Как ученый-педагог, он был активным и в общественно-педагогической жизни института и республики, в 1975–1990 гг. руководил Марийским отделением Педагогического общества, был организатором многих научно-методических мероприятий в республике. И.А. Чуриков руководил научными исследованиями аспирантов, подготовил семь кандидатов педагогических наук.

В 1993 г. вышла первая статья Ивана Александровича, посвящённая этнопедагогике. Тема народной педагогики мари стала ведущей в творчестве учёного в последующие годы. Итогом этой работы стало издание монографий «Марийская народная педагогика» (1999), «Этнопедагогика народа мари» (2005). В первой книге И.А. Чуриков акцентирует внимание на народной педагогике как источнике духовного богатства народа, исторических истоках народной культуры на материале устно-поэтического творчества. Вторая книга на этнографическом материале ос­вещает истоки развития народной педагогики и теоретические основы формирования народного воспитательного опыта. Предложенные автором пять глав раскрывают научно-педагогические основы воспитательного опыта на примере народа мари, его этнопедагогические ценности, пути совершенствования на этой базе национального воспитания. Доктор педагогических наук Т.Н. Петрова в своей рецензии на книгу пишет: «Данное учебное пособие представляет особую ценность в формировании информационной культуры каждого представителя своего народа, так как только идея этнокультурного и поликультурного обогащения образования и воспитания является естественной, природосообразной и культуросообразной».

Труд профессора И.А. Чурикова получил достойную оценку: он был награжден Почетными грамотами Совета Министров республики, Почетной грамотой Республики Марий Эл, имел звание Отличника народного просвещения, Заслуженного деятеля науки Республики Марий Эл, Почетного работника высшей школы РФ, являлся членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования.

Иван Александрович до последних дней своих занимался научными исследованиями, свидетельством чего стала монография «Этнопедагогика финно-угорских народов», вышедшая в 2009 г. в Йошкар-Оле. Многие планы, к сожалению, остались незавершенными: Иван Александрович готовил к изданию в Москве очередную книгу. Память об этом энергичном, творческом человеке навсегда останется в сердцах его коллег и друзей.

П.А. Апакаев